II. Рождение поэта - Не надо рая
Содержание
"Аристон" или Есенин, -
"Песнь о Коловрате". - Новгородское вече. - Есенинский "Кузнец" на
страницах газеты "Путь правды". - Стихотворение"Русь".
- Поэт и Родина.
В начале 1914 года в печати
появляются первые стихи. Есенина. В первомномере детского журнала "Мирок"
за 1914 год, который издавался Сытиным,было помещено стихотворение "Береза",
написанное Есениным в 1913 году.
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.
А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
Об этом стихотворении, очевидно,
идет речь в письме Есенина к Г.Панфилову: "Посылаю тебе на этой
неделе, - пишет Есенин. - детский журнал,там мои стихи". Это стихотворение
было опубликовано Есениным за подписью"Аристон". Вслед за "Березой" в
журнале "Мирок" появляется еще несколькоесенинских стихов: "Пороша",
"Поет зима - аукает...", "С добрым утром!","Село" (из Тараса Шевченко) и
др. Печатаются в 1914 году стихи Есенина и вдетских журналах "Проталинка",
"Доброе утро", в газетах "Путь правды","Новь". Молодой поэт с
радостью сообщает Г. Панфилову: "Распечатался я вовсю ивановскую. Редактора принимают
без просмотра и псевдоним мой"Аристон" сняли. Пиши г-рят
под своей фамилией. Получаю 15 к. за строчку.Посылаю одно из детских стихотворений". Ранние стихи Есенина полны ароматной
земной красоты:
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо:"С добрым утром!"
В стихотворении "С добрым
утром!", написанном Есениным в 1914 году,столько радости бытия, образных
находок; даже заросшая крапива становитсянеожиданно прекрасной! Из ранних произведений поэта по
своим социальным мотивам примечательностихотворение "Кузнец". Оно
было написано в 1914 году и напечатано в маетого же года за подписью Есенина в
большевистской газете "Путь правды"(под таким названием тогда выходила
газета "Правда"). На третьей полосеэтим стихотворением открывалась большая
подборка "Жизнь рабочих России". Втом же номере газеты на второй
полосе было напечатано стихотворение Д.Бедного "Быль". Так впервые
"встретились" С. Есенин и Д. Бедный. В 1912 - 1914 годах, кроме
лирических стихов, Есенин пишетпроизведения, в которых обращается к
волнующим страницам героическогопрошлого русского народа. В 1912 году
он создает в традициях былинногоэпоса свою "Песнь о Евпатии
Коловрате":
От Ольшан до Швивой Заводи Знают песни про Евпатия. Их поют от белой вызнати До холопного сермяжника.
Хоть и много песен сложено, Да ни слову не уважено, Не сочесть похвал той удали, Не ославить смелой доблести.
"Песнь о Евпатии Коловрате"
написана Есениным под влиянием известногопамятника древнерусской литературы
"Повесть о разорении Батыем Рязани в1237 г.", в одном из эпизодов
которой рассказывается о богатырском подвигерязанского воеводы Евпатия Коловрата.
Как вспоминает писатель И. Розанов,Есенин читал поэму "Песнь о
Евпатии Коловрате" на вечере в "Обществесвободной эстетики" в Москве
21 января 1916 года; он выступал вместе споэтом Н. Клюевым. "Он тоже
начал с эпического. Читал об ЕвпатииРязанском. Этой былины я никогда потом
в печати не видел и потому плохо еепомню. Во всяком случае, тут не
было того воинствующего патриотизма,которым отличались некоторые вещи
Клюева. Если тут и был патриотизм, торазве только краевой, рязанский". Поэма "Песнь о Евпатии
Коловрате" имеет две редакции. Первоначальнаяредакция, датированная 1912 годом,
была напечатана в 1918 году в газете"Голос трудового крестьянства".
В 1925 году для "Собрания стихотворений"Есенин создал новую редакцию,
значительно отличающуюся от первой не толькоменьшим объемом (35 строф вместо 56),
заглавием, но и содержанием. Вокончательной редакции поэт
освобождает свою "Песнь" от религиозныхобразов и церковной лексики. Он
стремится сделать поэму болеереалистической, приблизив ее форму
и содержание к народнопоэтическимпамятникам о борьбе русского народа с
татарским нашествием. Однако сюжет "Песни"
Есенина во многом отличен от той части "Повести оразорении Батыем Рязани в 1237 г.",
где повествуется о борьбе ЕвпатияКоловрата с Батыем. Евпатий Коловрат
в "Повести" - княжеский дружинник.Евпатии у Есенина - кузнец-силач,
выразитель патриотических настроенийнарода. Н. К. Гудзий отмечает, что
рассказ о Евпатии Коловрате в "Повести оразорении Батыем Рязани в 1237 г.",
очевидно, "восходит к особым народнымисторическим песням"; "в
основу ее легло устное эпическое произведение".Можно предположить, что наряду с
"Повестью о разорении Батыем Рязани в1237 г." одним из источников в
работе над "Песнью о Евпатии Коловрате"послужили народнопоэтические
рассказы, легенды, предания о ЕвпатииКоловрате, которые Есенин мог слышать
в годы юности в родном рязанскомкраю. К драматическим событиям
последних дней Новгородской республикиобращается Есенин в поэме "Марфа
Посадница", написанной им в 1914 году.Товарищ Есенина по университету
Шанявского Борис Сорокин рассказывает: "Вначале июня студенты разъехались на
каникулы. Увиделись мы только всентябре, когда уже шла война, и на
одном из вечеров Сергей читал поэму"Марфа Посадница". В основу своей поэмы Есенин положил
известное народное предание о МарфеПосаднице, мужественной поборнице
новгородской вольницы. "В нашей истории,- отмечает русский ученый Ключевский,
- немного эпох, которые были быокружены таким роем поэтических
сказаний, как падение Новгородскойвольности". Воскрешая
страницы героической истории Новгородскойреспублики, Есенин мечтает о времени,
когда "загудит нам с веча колокол,как встарь". Мысль эта - главная
в поэме. Увлеченный ею, поэт в какой-томере даже идеализирует образ Марфы
Посадницы. При всем этом написанная вначале империалистической войны
"Марфа Посадница" воспринималасьсовременниками Есенина прежде всего
как произведение с отчетливовыраженными демократическими
устремлениями:
А и минуло теперь четыреста лет. Не пора ли нам, ребята, взяться за
ум, Исполнить святой Марфин завет: Заглушить удалью московский шум? . . . . . . . . . . . . . . . . . Ты шуми, певунный Волхов, шуми, Разбуди Садко с Буслаем на-торгаш! Выше, выше, вихорь, тучи подыми! Ой ты, Новгород, родимый наш!
В стихотворении "Ус"
(1914) Есенин обращается к образу крестьянскоговожака, сподвижника Степана Разина,
поднявшего против "пяты Москвы"калужских, рязанских, тамбовских
мужиков:
Не белы снега по-над Доном Заметали степь синим звоном. Под крутой горой, что ль под тыном, Расставалась мать с верным сыном:
"Ты прощай, мой сын, прощай,
чадо, Знать, пришла пора, ехать надо! Захирел наш дол по-над Доном, Под пятой Москвы, под полоном!" . . . . . . . . . . . . . . . . . Отвечал ей сын напоследок:"Ты не стой, не плачь на
дорогу, Зажигай свечу, молись богу. Соберу я Дон, вскручу вихорь, Полоню царя, сниму лихо".
Если в поэме "Марфа
Посадница" и в стихотворении "Ус" молодой поэтпытается выразить свободолюбивые
чувства, то в стихотворении "Русь" - онем мы уже говорили выше - поэт
рассказывает о тяжелых испытаниях, которыепереживала Россия в настоящем. Народу
не нужна война, ибо и без нее многогоря, - вот главная мысль есенинской
"Руси". В ней слились в единуюпоэтическую симфонию о Родине и
задушевные мелодии таких чудесныхлирических стихотворений о родной
природе, как "С добрым утром!", "Крайлюбимый! Сердцу снятся...", и
звонкие, задорные ритмы стихотворений "Гойты, Русь, моя родная...", "По
селу тропинкой кривенькой...". И едва ли невсего слышнее в "Руси"
тревожные, невеселые думы о тяжелой крестьянскойдоле, полной вздохов и слез,
характерные для таких стихотворений, как"Черная, потом пропахшая выть...",
"Заглушила засуха засевки...". В "Руси" нет и тени
ученического подражания, копирования литературныхприемов других авторов, что
нетрудно обнаружить в ряде раннихстихотворений у Есенина ("Моя
жизнь", "Тяжело и прискорбно мневидеть..."). Стихотворение "Русь"
давало Есенину право сказать позднее о том, чтоотделяло его творчество от
буржуазно-декадентской литературы в годымировой войны: "Резкое различие
со многими петербургскими поэтами в туэпоху сказалось в том, что они
поддались воинствующему патриотизму, а я,при всей своей любви к рязанским полям
и к своим соотечественникам, всегдарезко относился к
империалистической войне и к воинствующемупатриотизму... У меня даже были
неприятности из-за того, что я не пишупатриотических стихов на тему "Гром
победы, раздавайся", но поэт можетписать только о том, с чем он
органически связан". Пережитое в юные годы помогло
поэту увидеть чуждый народу характервойны 1914 года и преодолеть
декадентское наступление на его поэзию. Какбы отвечая всем тем, кто хотел увести
его поэзию от главного - служенияРодине, еще в 1914 году юный поэт
писал:
Если крикнет рать святая:"Кинь ты Русь, живи в раю!"
- Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою".
Есенин остался верен этой
юношеской клятве до последних дней своейжизни.